Анализ опроса детей 2020 г.

В мае 2020 года, во время вынужденной самоизоляции библиотек из-за короновируса, Центр детского чтения Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) провел виртуальный опрос школьников республики с 4 по 11 класс на Гугл-платформе. Целью опроса было ознакомление с мнением респондентов о чтении в современное время. Записаны ли в библиотеку? Какого формата книга по душе? Чего не хватает современным библиотекам?

На вопросы анкет всего ответили 1042 респондента, из них 581 – девочки и 461 – мальчики. Если распределить по классам, то: 4 кл – 254, 5 кл. – 184, 6 кл. – 170, 7 кл. – 155, 8 кл. – 97, 9 кл. – 82, 10 кл. – 68, 11 кл. – 32.

Больше всего респондентов было из Мирнинского района: г. Мирный 222, п. Айхал – 249 и с. Арылах – 1. Из Якутска было всего   145 респондентов. Из Томпонского района – 127 (п. Джебарики Хая – 52, с. Мегино-Алдан – 45, с. Кэскил – 9, с. Новый – 14, с. Сасыл – 14, с. Сайдыы -3),  Мегино-Кангаласского района – 95 (с. Майя – 86, с. Петровка – 5 и по одному респонденту из Беке, Телиги, Хаптагая и Ломтуки), Хангаласского – 62 (г. Покровск – 41, с. Улахан Ан – 12, с. Ой – 7, Кердем и Качикатцы по 1), Нюрбинского – 35 ( г. Нюрба – 27, Убоян – 6, Кюндядя и Мар по 1), Усть- Алданского -24 (Бэйдинэ – 22, Маягас – 2), Вилюйского (Бетюнг) – 2 и Олекминского – 2. 15 респондентов написали просто Якутия или РС (Я) и 63 – не дали ответа на этот вопрос.

Итак, в опросе приняли участие учащиеся с 4-11 класс из 9 районов республики. При этом 437 – жители городов Мирный, Якутск, Покровск, Нюрба и Олекминск, 301 – поселков городского типа Айхал и Джебарики Хая и 304 – сельские учащиеся.

 

Как видно из диаграммы все виды населенных пунктов представлены почти одинаково.

На первый вопрос: Чем любишь заниматься в свободное время? – ответили таким образом:

  • Проводить время с друзьями, гулять, играть – 700
  • Смотреть телевизор и видео на ютуб – 533
  • Играть в компьютерные игры – 291
  • Читать книги – 210
  • Нет свободного времени – 49

Не дали ответ на этот вопрос – 21 человек.

Как видно из этого расклада 67,2 % респондентов любят проводить свободное время с друзьями, гуляя и играя с ними. Возможно наибольшее количество таких ответов было из-за того, что как раз во время карантина дети сидели дома и скучали по общению с друзьями, одноклассниками. Ведь у них не было возможности их видеть и это отразилось на результатах опроса.

Половина респондентов проводит время за просмотром телепередач или видео в Интернете. Чем же еще можно заниматься во время карантина? Даже уроки и то шли по Интернету.

27,8% любят играть в компьютерные игры. Это в основном мужская половина учащихся. Они и не в карантинное время посвящают этому занятию много времени.

И только 20% предпочитает читать в свободное время. Это в основном девочки с 4 по 9 класс, живущие в городах Якутск, Мирный, поселках Айхал, Джебарики Хая и в сельской местности. У нескольких мальчиков 4 класса п. Айхал в ответах стоял единственный ответ – чтение книг.

У 4,7 % детей совершенно нет времени на эти дела. Они посещают кружки, обучаются у репетиторов – занимаются самосовершенствованием.

Второй вопрос: «В какую библиотеку записан?».

Больше всего учащихся записано в школьные библиотеки – 806 человек (77,3%).  Не дали ответа на этот вопрос 114 человек и признались, что не посещают библиотеки 32 школьника.  8 человек читают в Интернете (Литрес), 2 – читают в ЭБ, 2 – в домашней библиотеке. Центр детского чтения посещают 14 человек из 145 учащихся г. Якутска.

Остальные посещают свои поселенческие библиотеки:

Мирнинская ГДБ – 90

ЦГБ им. Белинского – 31 (3 Д – 14, ШМ, СМАРТ, Библиотека приключений)

Айхальская ПБ – 20

Покровская ДБ – 17

Майинская ДБ – 14

ПБ Джебарики Хая – 14

СБ с. Бэйдингэ – 7

СБ с. Новый – 4

РДЮБ г. Нюрбы – 3

СБ с. Убоян, Мегино-Алдан, Улахан Ан по 2

Вилюйскую, Хандыгскую, Ойскую и Тэлиги по 1 разу упомянули.

Третий вопрос: «Какого жанра художественную литературу любишь читать?». Не ответили на этот вопрос 18 человек. Остальные ответили таким образом:

  • Приключения (Герои ввязываются в авантюру и/или отправляются в рискованное путешествие) – 400
  • Фантастика (Сюжет закручивается в гипотетическом будущем или в параллельном мире. Одна из разновидностей фантастики - альтернативная история)– 380
  • Мистика (Основа сюжета - сверхъестественные события)– 330
  • Фэнтэзи и сказки (Основными признаками жанра являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр. Часто основывается на фольклоре) – 316
  • Детектив  (Основная сюжетная линия - раскрытие преступления) - 299
  • Триллер (Героям грозит смертельная опасность, от которой они пытаются избавиться) – 288
  • Боевик (Ориентирован преимущественно на мужскую аудиторию. Основа сюжета - драки, погони, спасение угнетенных и т.п.) -  239
  • Любовный роман (Герои обретают любовь)– 169
  • Исторический роман (Время действия - прошлое. Сюжет, как правило, привязан к значимым историческим событиям) – 131
  • Авангардная литература (Характеризуется нарушением канонов и языковыми и сюжетными экспериментами. Как правило, авангард выходит очень маленькими тиражами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой) – 45

Таким образом, жанр приключений лидирует в предпочтениях наших читателей. Следующий жанр по популярности – фантастика. И замыкает тройку лидеров мистика. Ненамного отстают и сказки, и детектив. Причем особого различия в чтении по возрастам не наблюдается. Почти все дети любят приключения, фантастику, фэнтэзи и сказки, мистику. Чуть постарше выбирают детектив, триллер, боевик, исторический и любовный роман. Девушкам ближе любовный роман, а мальчикам боевики и детективы.

4. «Сколько слов читаешь в минуту?»

  • До 100 – 232
  • От 101-150 – 446
  • От 151-200 – 255
  • Свыше 200 – 101
  • Нет ответа – 8

Больше всего респондентов читают от 101 до 150 слов в минуту. Это возможно читатели с 5го по 7 класс. Их у нас 509 человек. До 100 слов читают учащиеся 4-х классов. Их у нас 254 человек. От 151 до 200 слов читают в большинстве своем 8-9 класс. Их у нас 179 человек. И свыше 200 слов в минуту читают старшеклассники  10-11 классов. Их 100 человек. Так и должно быть. Чем старше ученик, тем быстрее он читает.

Представители Центра детского чтения хотели уточнить, насколько дети привыкли читать в виртуальном пространстве и поэтому пятый вопрос звучал так: Какого формата книга тебе по душе? Респонденты ответили следующим образом:

  • Традиционная – 693
  • Электронная – 339
  • Не ответили – 10

Следовательно, традиционные книги пока еще находятся в предпочтении у учащихся. 66,5 % респондентов дали такой ответ. Почти половина из этого процента – 32,5% выбрали электронную книгу. Это возможно там, где есть возможность заходить на ЭБ или библиотека подписана на удаленный сетевой ресурс, типа Литрес и есть хороший Интернет.

Поэтому на следующий вопрос: «Нужны ли традиционные библиотеки?» получены соответствующие ответы:

  • Да – 713 (68.4%)
  • Да, но нужно меняться – 274 (26,3%)
  • Нет – 55 (5,3%)

Получается, что традиционные библиотеки пользуются спросом у читателей – учащихся. Тем не менее, 26,3% хотят, чтобы библиотеки менялись в соответствии с современными реалиями. Поэтому следующий вопрос был такой: «Чего не хватает библиотекам?». На этот вопрос не ответили – 15 человек. А остальные ответили следующим образом:

  • Новых книг – 613
  • Зоны игр и общения – 350
  • Живого уголка – 291
  • Ремонта – 222
  • Нового здания – 144
  • Молодых специалистов – 141
  • Не знаю – 3
  • Все нормально, читателей и электронных книг  – по 2 ответа
  • Зарубежной литературы, современных произведений, манги, большого выбора книг, интересных книг, современных блокбастеров, уюта, кафе, уголка питания, места отдыха, игр типа Лего и поменять архитектуру по 1 ответу.

8. Согласен ли ты с утверждением «Те, кто читает, управляет теми, кто смотрит телевизор»?

  • Да – 569
  • Нет – 469
  • Нет ответа - 4

Яндекс.Метрика