Menu
Уникальная программа управления весом faberlic.
Детская одежда faberlic на faberllena.ru

Большие права маленьким

 

Сценарий турнира по праву

 

ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы с вами, ребята, проведём игру, которая построена по принципу телевизионного представления «Угадай мелодию». Но она будет необычной. Вам придётся отгадывать не мелодию, а отвечать на вопросы «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Перед вами плакат, на котором размещены задания четырёх туров: «Хорошо», «Плохо», «Ежели вы вежливы», «Ваши права». Назвав тему, вы выбираете ноту и должны ответить на вопрос определённой стоимости. Отгадаете — очки ваши, нет — ход передаётся следующему по команде. Выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее число очков.

(Класс делится на три команды, и проводится жеребьёвка, кто первым будет выбирать тему и ноту. Вместо кнопок дети используют колокольчики.)

 

Вопросы по теме «Хорошо»:

 

1. О какой черте характера идёт речь? Этот человек никогда не возьмёт чужое, никогда не украдёт. Если он нашёл деньги и знает, кто потерял, обязательно вернёт их. (Честность.)

2. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. Простая истина гласит: человек только тогда может быть счастлив, если сам творит... О каком нравственном качестве идёт речь? (Добро.)

3. Хорс — бог светила... В далёкие времена именно с ним отождествлялось понятие обновления, то есть все заветные чаяния и ожидания связывались с предвосхищением либо весеннего тепла, либо раннего утра. Какое это слово? (Солнце.)

4. Почему рельсы (и слева, и справа) всегда рядом? Они всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несёт на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придётся нести на себе целый трамвай. Это и есть быть рядом с другом — не для игры, не для развлечения, а для того чтобы взять на себя половину трамвая. Тогда другу не придётся нести на себе целый трамвай. Как вы думаете, о чём говорит этот текст? (Об истинной дружбе.)

Дружба — это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

 

Запомните несколько законов дружбы:

* Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту значит морально готовить себя к предательству.

* Дружба — это нравственное обогащение человека. Обретая надёжного друга, ты умножаешь свои силы, становишься чище, богаче, красивее.

* Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль.

 

Вопросы по теме «Плохо»

 

1. Послушайте притчу и ответьте на вопрос. «Жил в дагестанском ауле мастер гравёрных дел. Никто не мог превзойти его в мастерстве, не было ему ровных в ауле. И он этим очень гордился. Свои профессиональные секреты держал в тайне и не с кем не делился своим мастерством. Даже дом свой построил так, чтобы ни одно окно не смотрело на людей: боялся, что кто-нибудь подглядит, как он работает. Но однажды ему принесли кубок необычной красивой работы.

* Вот, — сказали ему люди, — появился у нас человек, который может творить лучше тебя.

* Это не человек, — сказал мастер, рассматривая кубок. — Не может человек сделать такую вещь.

Тогда люди привели к нему юношу, чьи руки сделали это великолепное изделие. Мастер убедился, что люди правы: его превзошли в мастерстве. Он не вынес этого и умер».

Почему мастер не делился своим мастерством? От чего он умер? Что поселилось в его душе? (Зависть.)

ВЕДУЩАЯ: Да, золотые у него руки, но завистливое сердце. Зависть — чувство досады, вызванное благополучием, успехами другого. Зависть — ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его страстью и очень мучается. С завистливым чело- веком избегают общаться окружающие.

(Обсуждение ситуаций из школьной жизни.)

 

2. В жаркие дни мальчики во время перемены часто поливают друг друга водой из пластмассовых бутылок. Это:

* шалость;

* озорство, граничащее с хулиганством.

Ответ: шалость.

 

3. Коля по привычке бросил портфель около двери в класс и ушёл. Одноклассники решили проучить его: спрятали портфель. Вернувшись, Коля стал искать его, даже забеспокоился. Друзья признались ему и отдали портфель, посоветовав не бросать его, где попало. Как можно расценить действия ребят?

* шутка, шалость;

* озорство.

Ответ: озорство.

 

4. Мальчик Саша бросал снежками в проходящий транспорт и попал в лобовое стекло автомобиля «Волга». Водитель от неожиданности затормозил, в результате идущий следом за ним автомобиль врезался в заднюю часть «Волги». Обе машины пострадали. А ведь при этом могли погибнуть люди! Как вы назовёте поведение Саши?

* хулиганство;

* преступление.

Ответ: преступление.

 

5. Два школьника решили подшутить над своим товарищем Сашей: спрятали его зимнюю шапку и спокойно ушли из школы. Саша, не найдя шапки, пошёл домой без неё, а на улице был сильный мороз и ветер. На следующий день из- за простуды Саша не смог прийти в школу. Это...

* злая шутка, озорство;

* хулиганство.

Ответ: злая шутка, озорство.

 

6. Ребята резвились на перемене. Они бросали с верхнего этажа на лестничную площадку портфель перед идущим учеником и весело смеялись, когда кто-нибудь от неожиданности пугался и вскрикивал. Но портфель, набитый учебниками, случайно упал на голову идущей первоклассницы. В результате — тяжелейшая травма головы. «Мы не хотели этого, мы просто шутили», — оправдывались ученики. Это...

* злая шутка;

* хулиганство;

* преступление.

Ответ: хулиганство.

 

7. Группа школьников каталась по глубоко- му озеру на лодке. Павел, желая напугать товарищей, стал раскачивать лодку, в результате чего сидящий на корме Саша упал в воду и стал тонуть. Подоспевшие вовремя спасатели вытащи- ли мальчика из воды и едва откачали его.

* по сути, преступный поступок, хотя и не было злого умысла со стороны Павла;

* хулиганство;

* злая шутка.

Ответ: преступный поступок.

 

Разбирая эти ситуации, можно сделать вывод: свои действия надо обдумывать. Нужно не только знать правила поведения, но и соблюдать их.

Что такое шалость? Это поступок, совершённый ради забавы, развлечения, весёлая проделка.

Что такое озорство? Это поведение, выходящее за рамки доброй шутки, нарушающее общепринятые нормы поведения.

Правонарушение — грубое нарушение существующих правил поведения, установленных законом.

Хулиганство — грубое нарушение общественного порядка, открытое выражение неуважения к устоявшимся нормам общества.

Преступление — общественно опасное, противоправное, виновное и уголовно наказуемое деяние (действие или бездействие).

 

Вопросы по теме «Ваши права»

 

1. «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию», — так звучит статья 9 Всеобщей декларации прав человека.

В каком произведении одного из персонажей приговорили к тюремному заключению на всю жизнь за то, что он нечаянно наступил на ногу принца? (Джанни Родари «Приключения Чиполлино»).

 

2. Вспомним сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Как далеко могла передвигать- ся лягушка, используя своё право на свободу передвижения?

* в пределах болота;

* в пределах страны;

* без ограничений.

Ответ: без ограничений.

 

3. Отрывок из сказки Э. Распэ «Барон Мюнхгаузен»:

«Маленький старичок с большим носом сидит у камина и рассказывает о своих приключениях. Его слушатели смеются, глядя ему прямо в глаза:

  • Ай да Мюнхгаузен! Вот так барон.

 

Но он даже не смотрит на них. Он спокойно продолжает рассказывать, как он летал на Луну, как он жил среди трёхногих людей, как его проглотила огромная рыба, как у него оторвалась голова.

Однажды какой-то человек не выдержал и как закричит: «"Всё это выдумки! Ничего этого не было!"

Старичок насупился и важно ответил...». Что мог ответить слушателю барон Мюнхгаузен?

Ответ: он вполне мог процитировать ему статью 19 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение».

 

4. Что сделали с Буратино лиса Алиса и кот Базилио, когда он не согласился отдать им свои золотые?

«Кот Базилио и Лиса Алиса догнали Буратино и решили повесить его вниз головой, привязали к ногам верёвку, и Буратино повис на дубовой ветке... Они сели под дубом, протянув мокрые хвосты, и ждали, когда у него вывалятся золотые...»

 

Вопрос: Выберите одно или несколько прав, которые нарушили разбойники в отношении Буратино:

* право на свободу передвижения;

* право не быть подвергнутым пыткам;

* право на владение имуществом.

Ответ: право не быть подвергнутым пыткам, право на владение имуществом.

 

5. Вспомните сказку С.Я. Маршака «12 месяцев» и выберите правильное окончание следующей фразы: «Отправив падчерицу зимой ночью в лес за подснежниками, мачеха:

* отправила падчерицу в изгнание;

* заставила покинуть родительский кров за совершение преступления;

* подвергла её жестокому, бесчеловечному обращению».

Ответ: подвергла её жестокому, бесчеловечному обращению.

 

6. А нарушается ли чьё-нибудь право в сказке «Аладдин и волшебная лампа»? Послушайте отрывок: «Аладдин поднял лампу, и вдруг раздался громовой голос: "О, владыка лампы, я к твоим услугам. Я Маймун, сын Шахмхураша. Я раб лампы и раб того, кто ею владеет. Требуй от меня чего хочешь!"».

Ответ: статья 4 Декларации прав человека гласит: «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Работорговля запрещается во всех видах».

 

Наша правовая игра «Что такое хорошо и что такое плохо» завершилась. О каких обязанностях и правах человека мы с вами сегодня узнали? (Ответы детей.)

 

 

 

Кинигэни ааҕыыны хайдах көҕүлүөххэ?

Билиҥҥи кэмҥэ кинигэни ааҕыы суолтатын өйдөөбөт, хайдах туруктааҕын билбэт учуутал да, төрөппүт да суох. Онон бу боппуруоһу ырыта-ыатара барбаппын. Ким буруйдааҕын быһаарсар эмиэ туһата суох. Мин кылгас соҕустук кинигэни ааҕыыны көҕүлээһиҥҥэ санаабын үллэстиэхпин баҕарабын. Үгүстэр билэр суолгутун таарыйдахпына баалаамаҥ.

Идэм хайысхатынан да, үлэм-хамнаһым эйгэтинэн да кумааҕы-кинигэ куттаахпын. Ааҕыы, истии, көрүү — үлэм быстыспат сорҕото. Мин санаабар, учуутал барыта итинник. Былыргылар “учуутал үөрэнэрин эрэ тухары учуутал" диэн мээнэҕэ эппэтэх эбиттэр. Онон сатаан ааҕар буолуохпуттан кинигэни кытта “өрө тустан” кэлбит киһи буоларым быһыытынан, ааҕыы култууратыгар тугу эмэ этэр бырааптаах курдукпун.

Отуттан лаппа тахса сыл үрдүк үөрэх учууталабын. Бэрт элбэх ыччаты кытта бодорустум. Элбэҕи кэтээн көрдүм. Онтон биллэхпинэ маннык эбит.

Маҥнайгытынан, кыра оҕо үтүктэн үөрэнэр. Төрөппүттэрэ кинигэ илбэнньиктээх буоллулар да, кини эмиэ кинигэ тутуурданар. Оҕолордоох ыал хайаан да дьиэтээҕи бибилэтиэкэ тэриниэхтээх. Бу дьыалаҕа кичэриһэр сатаммат.

Иккиһинэн, киэһэ аайы дьиэ кэргэнинэн ааҕар буоллулар да, оҕо булгуччу кинигэҕэ убанар. Манна кэмин куоттарбат нааца уонна үөрүйэх үөскүүрүн туһугар киэһээҥҥи ааҕыылары үгэскэ кубулутар ордук. Сэрийээллэри, көмпүүтэри, ииһи-ууһу, бутэн быстыбат дьиэ үлэтин, онтон да атын — бары дьарыгы тохтотон, муҥ саатар чаас курдук бириэмэни сиэртибэлиэххэ. “Оҕо иннэ” дии-дии буолуох буолбутун кэннэ сүүрэрбит-көтөрбүт үчүгэй аҕай. Оҕо кинигэни кэмигэр “тута” үөрэммэтэҕинэ, кэлин "ытааҥ да, ыллааҥ да" кинигэҕэ сыһыарбаккын.

Үсүһүнэн, оҕо аахпытын кэпсии үөрэниэхтээх. Итинэн, туох ханнык иннинэ, былыргылар этэллэринэн, "Долоҕойугар тохтото, куойатыгар-маҥкытыгар оҕустара” үөрэнэр, ону кытта билиигэ-көрүүгэ тардыһыыта күүһүрэр. Кэпсиирин сэргээтэххэ, тэптэрэн биэрдэххэ, оҕоҕо интэриэс үөскүүр. Туох эмэ саҥаны-сонуну, дьиктини кэпсээн, болҕомто киинигэр киириэн баҕарара уксуур, кэлин даҕаны интернеттен эҥин дьоно сэргиирин була сатыаҕа. Биһиги үксүн оҕо кыра эрдэҕинээҕи - кэпсиэн-ипсиэн баҕатын кэһиннэрэн кэбиһэбит, үөрүйэххэ сатаан кубулуппаппыт. Улааппытын кэннэ кыһарыйар туһата суох. Киһи айылгытын быһыытынан кэпсээри билэ-көрө сатыыр, билээри-көрөөрү ааҕар, көрөр, истэр. Кимиэхэ да кэпсээбэт буоллаҕына тоҕо ааҕыаҕай, тоҕо истэ-билэ сатыаҕай?

Төрдүһүнэн, оҕо кыра эрдэҕинээҕи кэпсии үөрүйэҕэ ханнан хаалбатын ситиһиэххэ. Оҕо саадыгар уонна алын кылааска кэпсэтэн бодоруһуу, дорҕоонноохтук саҥаран хоруйдааһын син балачча туттуллар. Хомойуох иһин, оҕо улаатан истэҕин аайы саҥаран бодоруһара, тылынан кэпсиирэ улам-улам аҕыйаан иһэр. Үксүгэр суругунан хоруйдууллар, эбэтэр көмпүүтэринэн быһаарсаллар. Суругунан үлэ бэрээдэгэ элбэх, ол иһигэр онтон-мантан устан ылыы, бэрэбиэркэлээһинигэр көтүмэхтик сыһыаннаһыы, алҕастары көннөрүнэр кыах бэриллибэтэ киириэхтэрин сөп. Онон интеллект сайдарыгар мэһэй үөскүүр. Тылынан ыйытыы уурайда да, ааҕыы хаачыстыбата түһэр "уруок ааҕыытын" култуурата мөлтүүрүн ааһан, сүтэр. Билигин уруоктарын сатаан "аахтыбат” устудьуон ахсаана элбээн иһэрэ киһини дьиксиннэрэр. Үрдүк үөрэх программатын баһыйар өттө устудьуон бэйэтэ ааҕан үөрэтэригэр аналлаах. Идэни эргиччи баһылыырга ааҕыы суолтата үрдээтэр үрдээн иһэр... Сатаан ааҕыы диэн аахпыты өйдөөн хаалыы ааттанар. Киһи аахпытын атын киһиэхэ кэпсээтэҕинэ эрэ, өйүгэр тутан хаалар. Хомойуох иһин, үөрэтии эйгэтиттэн дорҕоонноох саҥа үтүрүллэн иһэр. Маны тохтоппоккун. Арай тугунан эмэ атынынан солбуйуохха сөбө буолуо. Холобур, бибилэтиэкэ үлэтигэр ааҕыы хаачыстыбатын үрдэтии суолун-ииһин хайан көрүөх баара. Манна тугу да гымматтар диэбэппин. Этэргэ дылы “үлэ элбэх, хамнас кыра”. Ол эрээри орто саастаах оҕолору кытта үлэҕэ болҕомто ууруохха сөп дии саныыбын. Судургутун таллахха, кинигэ уларыта кэлбит оҕоттон аахпытын-аахпатаҕын, туох туһунан суруллубутун, эбэтэр тугу эмэ ис хоһоонуттан ыйытыахха, аныгыскы сырыыга лаппа тардыныа дии саныыбын. Төрөппүттэр манна өйөбүл-тирэх буолуохтарын сөп. Урут-уруккуттан туһаныллар “ааҕааччы кэмпириэнсийэтин" даҕаны саҥа кэм ирдэбилинэн тэрийиэххэ син. Эмиэ өрдөөҥҥү ньыма баар: аахпыт кинигэни эридьиэстээһин. Маны ааҕааччы дневнигэ дииллэр. Хайдах толорулларын бибилэтиэкэр барыта билэр. Тылы үөрэтэр учууталлар да умнубатах буолуохтаахтар. Маннык дневниги тиһигин быспакка хонтуруоллаатахха үөрэнээччигэ интэриэс үөскүүр. Куоталаһар сана киирэр... Онтон сыыйа-баайа ааҕыы култуурата үрдүүр. Үөрэнээччи кинигэ туһунан билиитэ-көрүүтэ кэҥиир, дириҥиир, кинигэҕэ ылларан барар. Былыргылар этэллэрэ: “Саҥа диэн таһыччы умнуллубут эргэни ааттыыллар”. Онон ааҕааччыны кытта үлэ уруккуттан биллэр көрүҥнэрэ сөргүтүллүөхтэрин сөп дии саныыбын.

Бэсиһинэн, аныгы көлүөнэ ааҕара олус бытаан буолан, кинигэ ис хоһоонун өйдүүрүгэр харгыстар үөскүүллэр. Итинтэн сылтаан дэлби сүрэҕэлдьииллэр. Кинигэни арыйаат сыҥааҕырдаан киирэн бараллар. Уонна туох кэлиэй? “Маннык диэн ааттаах олус үчүгэй кинигэ баар, булгуччу ааҕыҥ - диэтэххэ, - хата, бэйэҥ кэпсээн биэрбэккин ээ”, - дииллэр, билиҥҥи устудьуоннар. Аны санаатахха, ааҕыы үөрүйэһэр маҥнайгы эрэ кылааска болҕомто ууруллар эбит. Ол курдук, оҕо төһө түргэнник ааҕа үөрэммитин үрдүкү кылаастарга ким да бэрэбиэркэлээбэт, сүбэ-ама да биэрбэт. Дьиҕэр буоллаҕына, били сатабылга, сатабыл үөрүйэххэ кубулуйдаҕына эрэ, киһиэхэ туһалаах буолар. Сатабыл да, үөрүйэх да биир сырыынан үөскээбэттэр. Биһиги биирдэ этэн баран сөп буолан хаалабыт, иккиһин эргиллибэппит. Дьэ, уонна хантан үөрүйэх үөскүөҕэй? Иитии-үөрэтии биир кыаллыбатах өттө ити. Ааҕыыга эрэ буолбатах, барыга барытыгар итинник, ордук чуолаан, үтүөҕэ-кэрэҕэ, талыыга-талбаҕа уһуйуу элбэх сыраны-сылбаны эрэйэр. Сыччах “мероприятиенан" тугу да ситиспэккин. Биһиги оччоттон-баччаҕа диэри иитэр үлэ былааныгар “галочка” туруорартан атыны тобула иликпит. Олоххо бэйэлэрин миэстэлэрин булбут дьоннор бары, биир киһи курдук, тиһигэ быстыбат ирдэбиллээх такайыы туһалаабытын ахталлар. Музыка, наука, спорт эрэ буолбакка, үтүө быһыы-майгы кытта үөрүйэххэ олоҕурар, ахсаабат үлэни эрэйэр. Холобур, киһиэхэ киһилии сыһыан ылбычча үөскээбэт. Оскуола оҕолоро оптуобуска олорустахтарына, миэстэлэрин кырдьаҕастарга, кыамматтарга туран биэриэхтэрин туһунан учууталлара да, төрөппүттэрэ да төһөлөөх эппиттэрэ буолуой? Баһаам элбэх да, туһата кыра: оҕо үгүс өттө олорбутун курдук олорор. Тоҕо? Үөрүйэх суох.

Алтыһынан, "билэр”, “билиилээх" диэн өйдөбүллэри сөпкө быһаарар наада. Былыргылар, "киһи билиитэ кини төһөнү кэпсиир кыахтааҕынан кээмэйдэнэр” диэбиттээхтэр. Сүнньүнэн сөп дии саныыбын. Тоҕо диэтэххэ, киһи аахпыта, көрбүтэ, истибитэ кини өйүн-санаатын сорҕотугар, эбэтэр, олох-дьаһах үөрүйэҕэр кубулуйдаҕына эрэ, билии буолар айылгылаах. Ол аата, "долоҕойго тохтообут" эрэ билии буолар. Биир кулгааҕынан киирэн баран, нөҥүө кулгааҕынан тахсан барбыт билии диэн аатырбат. Билигин информация үйэтэ диибит. Оттон информация диэн киһи төбөтүгэр туох киирбитэ буолбатах, киһи өйүгэр-санаатыгар “буһарыллан" төһө тахсыбыта ааттанар. Информациялаах, ол аата билиилээх-көрүүлээх диэн, ол билиитин уҥа-хаҥас ыһа-тоҕо кэпсии-ипсии сылдьар киһини ааттыыбыт. Интернеккэ түүнү быһа олорон баран, туох даҕаны этэрэ суох киһини биир бэйэм "информациялаах" дииртэн туттунабын. Үөрэх эйгэтигэр биир оннук, үөрэппит ааттаах буолан баран, икки тылы илбээн өйүттэн булан эппэт буоллаҕына, ама билэр аатырдаҕай?

Сэттиһинэн, кинигэни кулгааҕынан истэ үөрэммит киһи туһалаахтык ааҕар. Тоҕото судургу: кулгааҕынан киирбити оҕо төбөтүгэр ситэрэн-хоторон, тыастаан-уустаан, өҥнөөн-талалаан, сыттаан-сымардаан биэрэр. Итинник, суолунан айар-тутар, оҥорон көрөр дьоҕур сайдар. Кыра эрдэҕиттэн остуоруйаны кэпсэтиннэрэ, эбэтэр аахтара үөрэммит оҕо кинигэҕэ интэриэһэ үрдүк буолар. Кинигэҕэ суруллубуту барытын эмиэ төбөтүгэр оҥорон, ойуулаан-бичиктээн өйдүү үөрэнэр. Мантан көстөрүнэн, ааҕыы истэ үөрүйэҕи, оттон таба суруйуу ааҕа үөрүйэҕи кытары ситимнээхтэр эбит. Телевизор уонна көмпүүтэр оҕо төбөтүн иһигэр буолуохтааҕы барытын солбуйан, бэлэминэн хадаҕалыыллар. Онон кыра оҕо ити тэриллэргэ убаныытын хонтуруолга ылар ордук. Информация технологиятын өйдөөн-дьүүллээн туһаныахха диибин.

Түмүк санаа оннугар. Ааҕыы — интеллеги сайыннарыы саамай хотоойу көрүҥэ. Интеллект диэн тугун маннык холобурунан быһаарыахха сөп.

Кыра үөрэхтээх, үрдүк үөрэхтээх уонна интеллектээх дьон киинэҕэ сылдьыбыттар. Көрбүт киинэлэрин, быһа холуйан, бу курдук кэпсииллэр. Кыра үөрэхтээх киинэ аатын билэр, ис хоһоонун балачча сиһилии сырдатар буолан баран, геройдарын да, артыыстарын да ааттарын билбэт, эгэ режиссерун операторын, онтон да атын киинэ оҥоһуутугар кыттыгастаахтары билиэ дуо. Үрдүк үөрэхтээҕэ киинэ аатын, ис хоһоонун геройдарын эрэ буолбакка, оонньуур артыыстарын, режиссерун, операторын, быһата фильмографияны кытта билэр. Онон көрбүт киинэтин син үчүгэйдик кэпсиэн сөп. Оттон интеллектээх киһи итинэн эрэ муҥурдаммат, кини бу киинэни уус-уран айымньы быһыытынан көрөн, ымпыгын-чымпыгын ырытар, киинэ ааптардарын, геройдарын ис санааларын таайа сатыыр, бэйэтин көрүүлэрин кытта тэҥнии тутан сыана быһар.

Интеллект — киһи кыылтан-сүөлтэн сүрүн уратыта, духуобунас эргийэр киинэ, туллар тутааҕа. Интеллект киһини маҥнай төбө иһигэр ырытан-ырыҥалаан, ыараҥнатан эрэ баран дьайарга үөрэтэр. Ускуустуба, ол иһигэр киинэ, тыйаатыр, кинигэ интеллеги сайыннарар аналлаахтар. Оттон иэйиини үөскэтэллэрин туһунан этэ да барыллыбат. Ааҕыы иэйиини хайдах үөскэтэрэ бэйэтэ туһунан кэпсэтии.

Ааҕыыны көҕүлээһини болҕомто кииниттэн түһэрбэккэ, тиһигин быспакка ырытыһан иһиэх баара. Кэпсэтии тимэҕэ сөлүннэҕэ буоллун.

 

В. Д. МИХАЙЛОВ,

СГУ бэрэпиэссэрэ.

 

 

Издательство «ЭКСМО» - детям и родителям.

   Уважаемые родители! В наш отдел поступили новые книги серии «Читаем сами». Эта замечательная серия поможет вашим детям, школьникам начальных классов совершенствовать технику чтения при переходе от чтения слогов к чтению целыми словами.

   В серии выходят лучшие произведения классической литературы,  которые прочитало не одно поколение юных читателей. Книги эти неподвластны времени, и потому до сих пор актуальны и для нравственного, и для эстетического развития ребенка. Виталий Бианки, Павел Бажов, Евгений Пермяк, Николай Носов, Лев Толстой, Владислав Бахревский – вот далеко не полный перечень авторов книг серии «Читаем сами», выпущенных издательством «Эксмо».

   В книгах серии гармонично сочетаются текст и иллюстрации, которые помогают ребенку лучше понять и представить, о чем написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного произведения яркими зрительными образами.

   Главные достоинства книг серии  - это крупный шрифт, плотная бумага, твердый переплёт, ударения в каждом слове. Увлекательный текст не оставит ребенка равнодушным и ему обязательно захочется узнать «что же произошло дальше». 

 

 

Каникулы в стране сказок

Лето – роскошные дни школьных каникул, когда дети открывают мир и себя в этом мире. Летние каникулы, о которых мечтают весь учебный год многие мальчишки и девчонки.

Чем занять ребят во время каникул? Каким образом организовать досуг  и с пользой провести эти дни? Представляем вам виртуальную книжную выставку: «Каникулы в стране сказок».

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. (Алексей Николаевич Толстой)

   Роль сказок в формировании личности ребёнка доказана многовековым опытом. Эти поучительные истории учат добру, прощению, терпимости, пониманию того, что хорошо, что плохо. Стимулируют концентрацию внимания, развивают положительные качества, поощряют к размышлению, побуждают к вопросам, поиску ответов. Именно сказки начинают знакомство ребёнка с литературой, прививают ему любовь к чтению. Сказка – это игра, необходимая для развития личности.

 

Наши сказки : cказки любимых писателей / худож. Л. Непомнящий ; (предисл. Е. Стариковой;  дизайн серии Е. Валерьяновой, Т. Яковлевой). – М.: Дет. лит., 2013. – 201 с.: ил. – (Как хорошо уметь читать!) (6+)

Воспитание детей через сказку неоспоримо, ведь она несёт огромный запас знаний прежних поколений. Именно она оказывает ненавязчивое влияние на формирование мышления ребёнка, впитывая информацию через народное творчество. Посредством сказки легче объяснить малышам прописные истины, нежели нравоучения. Сказка - это мощный инструмент обучения малышей и дошколят. Именно на примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация.

 

 

 

Сказки доброго гнома / сост.: И. А. Котовская ; ил. А. М. Басюбиной, В. Н. Белоусова, Ек. Е. и Ел. Е. Здорновых. – М.: Эксмо: Наталис, 2011. – 128с.: ил.(5+)

В сказках очень ярко показываются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость, успех коллективизма и трудность одиночества. На примере сказочных персонажей дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно преодолевать с ними трудности и преграды. Уверовав в простую истину, что добро побеждает зло, ребёнок более стойко научится преодолевать жизненные невзгоды. Можно смело сказать с первых минут знакомства со сказкой начинает закаляться характер малыша.

 

 

 

 

Большая книга сказок о драконах / (пер. с фр. А. Еремеевой). – М.: КомпасГид, 2011. -120 с.: ил. – (Серия “Сказочный компас”) (5+)

Известный факт, что многие в детстве испытывают чувство страха: врачей, темноты, оставаться одни в комнате. Опять же сказки могут помочь в этой ситуации. Ребёнок со стороны наблюдает, казалось бы, безвыходную ситуацию, и вот находится способ благополучного её решения. Герои счастливы, здоровы, зло побеждено. Зная о положительном исходе дела, малыш постепенно побеждает и свои страхи.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Педагоги знают разные формы работы со сказкой: чтение, пересказ, обсуждение, театрализованное исполнение сказок, просмотр фильмов-сказок, проведение конкурса знатока, выставки рисунков и т. д. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа.

 

Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин / И. И. Попов уруһуйа. – Дьокуускай : Бичик, 1993. – 32с.

К. Д. Ушинский назвал сказки русского народа первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

В народных сказках разных народов можно проследить одну мораль: жадность и зависть до добра не доведут. Эти поучительные истории - яркий пример народной педагогики.

 

 

 

 

Саха остуоруйатын аптаах холбуката :  кыра уонна орто саастаах оскуола оҕолоругар / (хомуйан оҥордо У. А. Семенова;  С. Л. Игнатьева ойуулара). - Дьокуускай: Бичик, 2016. -80с., ил. = Волшебная шкатулка якутских сказок / (составитель У. А. Семенова; художник  С. Л. Игнатьева). – Якутск: Бичик, 2016. -80с., ил. (5+)

 

 

 

 

 

 

 

Несколько советов молодым родителям и начинающим педагогам, как читать сказку:

1.      концентрируйте на ней внимание ребёнка;

2.      с выражением, выделяя интонационно кульминационные моменты;

3.      чётко проговаривая слова;

4.      только одну сказку, для более глубокого осмысления;

5.      выбранную ребёнком (даже пусть в сотый раз!);

6.      анализируя;

7.      попросите пересказать;

8.      желательно перед сном.

   Многие опытные педагоги отмечают, что для детей ХХI века характерны снижение умственной работоспособности, излишняя возбудимость, раздражительность, эмоциональная истощённость, неустойчивое настроение. Присутствует заторможенность, или наоборот, - раздражительность, агрессивность. Дети зачастую остаются дома одни, испытывая дефицит общения с родителями, сверстниками, замыкаясь на телевизоре или компьютере. С помощью современных технологий на них свалился шквал информации, причём зачастую негативной. Дети стали менее чувствительными, отзывчивыми, не владеют коммуникативными навыками. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, чрезвычайно актуальна и важна. И главный помощник - это сказка.

 

 
 
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
 
       Незаменимый ваш помощник в вопросах воспитания –   книга  . Чтение вместе с мамой, папой доставляет малышу огромное удовольствие. Взяв в руки книгу, вы отправитесь в удивительное путешествие, которое подарит вам  и вашему малышу радость открытия неизведанного в чудесном  мире книг.
       Книга развивает  речь, память, повышает интеллект, но самое главное она будит эмоции и побуждает к нравственным поступкам.
       Вот герой сказки или рассказа, который заставляет вас смеяться   над его чудачествами или радоваться его победам. За этого вы переживаете  или наоборот осуждаете за какие-то неблаговидные поступки. А вот этот герой заставил вашего малыша пожалеть его, посочувствовать ему. И в такие моменты в душе ребенка пробуждаются самые искренние чувства сопереживания и соучастия. Ваш малыш учится понимать боль другого человека. Очень важное качество в воспитании чувства доброты, взаимопонимания и взаимовыручки.  
        Но как приучить малыша к чтению, как помочь ему полюбить книгу, как определить круг чтения ребенка в наш телевизионный и компьютерный век? 
        Очень важно – выработать потребность в  каждодневном чтении, начиная с самого раннего возраста. Разговаривайте с ребенком, общайтесь  с ним с помощью произведений устного народного творчества.
         Заинтересовать ребенка книгой   можно лишь в том случае, если его не оставили равнодушными иллюстрации.
         Выбирая книжку малышу, помните, что она должна отвечать следующим требованиям: лучше всего, если страницы будут из плотной бумаги, а иллюстрации - большими и крупными. Изображение предметов должно быть схожим с реальным,  а содержание - соответствовать возрасту.  
        Открывая ребенку чудесный мир книг, вы, уважаемые родители,  развиваете любознательность и прокладываете дорогу для  дальнейшего нравственного роста малыша, пробуждения сердечных и душевных качеств личности.   Желаем вам на этом пути успехов.
НАВЕРХ Яндекс.Метрика